================================================== -->

Набор на курсы языков и искусств:

Курсы языков: курсы японского языка, курсы корейского языка, курсы китайского языка. Подготовка к международным квалификационным экзаменам, повышение квалификации преподавателей.

 

Курсы японского языкаКурсы Японского языка в Киеве - авторская методика, самые быстрые и фундаментальные курсы в мире - 1 азбука за 1 занятие, 5 кю уже за 3-4 месяца!

УЗНАТЬ ДЕТАЛИ

Курсы корейского языкаКурс корейского языка в Киеве - в кругу единомышленников, в уютной атмосфере и с быстрым результатом! Понимать любимые песни, смотреь корейские дорамы в оригинале, отпарвиться в путешествие в Корею или даже учится - все это реально!

УЗНАТЬ ДЕТАЛИ

Курсы китайского языкаКурсы китайского языка - каждый урок порция знания про Китай, традиции, обычай и на один шаг ближе к познанию китайского языка!

УЗНАТЬ ДЕТАЛИ

Повышение квалификации преподавателей

Направления квалификации:

Японский язык

 

Японский язык

Английский язык

 

Немецкий язык

 

Немецкий язык

Восточные

искусства

Восточные искусства

оригами

икебана

Оригами

Оригами- Создай чудо своими руками!

Оригами (яп., «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага.

Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.

История Оригами

Существует множество версий происхождения оригами. Одно можно сказать наверняка — по большей части это искусство развивалось в Японии. Однако, независимые традиции складывания из бумаги, хоть и не столь развитые, как в Японии, существовали среди прочего в Китае, Корее, Германии и Испании.

Оригами стало значительной частью японских церемоний уже к началу периода Хэйан. Самураи обменивались подарками, украшенными носи, своего рода символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования свадеб синто и представляли жениха и невесту.

В 1960-х искусство оригами стало распространяться по всему миру, первым получило распространение модульное оригами, а затем и многочисленные течения, включая киригами. В настоящий момент оригами превратилось по-настоящему в международное искусство.

Педагогами многих стран давно замечено, что оригами:

• учит совершать последовательные действия

• развивает способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев

• улучшает пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объемными предметами

• учит «читать» чертежи, по которым складываются фигурки

• знакомит на практике с основными геометрическими понятиями

• развивает уверенность в своих силах и способностях

• стимулирует развитию памяти

• учит концентрировать внимание

На что влияет оригами?

Для ваших деток:

Практически все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение и математику, улучшает почерк. Занятия складыванием способствуют развитию психологических контактов между учителем и учениками. Ученики лучше осваивают школьные предметы, особенно математику, геометрию. И самое главное, масса энергии направляется в нужное русло, развивая способности, образ мысли и восприятие, которые способствуют не только повышению успеваемости, но и развитию в целом.

Превращение листа бумаги в игрушку дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что в процессе складывания решают очень серьёзные математические задачи: находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многогранников, с лёгкостью ориентируются на листе бумаги, развивают моторику пальцев рук, логику, воображение, учатся творить и любить всё живое.

Для Вас:

Увлекательное путешествие в Страну Оригами подарит вам незабываемое впечатление чуда, происходящего у вас на глазах и при вашем непосредственном участии. Волшебным образом обычный бумажный квадрат превратится в бабочку, цветок, динозавра, игрушку-головоломку или персонажа пальчикового кукольного театра. С секретами мастерства оригами вас познакомит мастер. Вы постигнете азы древнего и необычайно современного искусства оригами, узнаете, почему оригами называют "технологией ХХI века" и как его используют конструкторы солнечных батарей и телескопов, изобретатели портативных велосипедов и мопедов, педагоги и психологи в своей работе. Такая встреча может положить начало новому увлечению, развивающему внимание, память, образное и логическое мышление. Занятия оригами придают человеку уверенность в собственных силах и увеличивают круг его друзей.

Для руководителей и ТОП-менеджеров оригами поможет увеличить скорость мысли, видеть ситуации многогранно, принимать решения быстрее и лучше.

На специальных «семейных» мастер-классах Вы можете насладиться искусством оригами вместе с Вашими родными, детьми и друзьями!

Советы для родителей:

Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся, сгибается, скручивается и т. д. Но мало кто из ребят знает, что перегнув лист пополам, он делает первые шаги в великий мир японского искусства - оригами.

Оригами-это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Конечно сразу может не получиться большая сложная игрушка, но постепенно вы научитесь складывать фигуры, сначала простые, потом всё более сложные.

Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам., по вертикали или горизонтали, и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, потом поперёк, подравнивая стороны к противоположным углам. Все эти действия отмечены условными значками, стрелками. Внимательно ознакомьтесь с азбукой оригами и начинайте мастерить игрушки для детей и вместе с детьми.

Виды и техники оригами:

Классическое оригами

Простое оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.

Модульное оригами

Модульное оригами. Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы.

 

3D оригами

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы.

 

Складывание по развёртке

Развёртка (англ. crease pattern; паттерн складок) — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой четёж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана — дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки.

Мокрое складывание

Мокрое складывание — техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов — в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.

Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.

Основные моменты:

Бумага

Как правило, чем толще бумага, тем лучше она подходит для данной техники, но единственный способ проверить пригодность бумаги — попробовать сложить из неё что-нибудь мокрым способом. Примерный диапазон плотностей — от 90 до 170 г./кв.м., чем больше и проще модель, тем плотнее должна быть бумага и наоборот.

Модель

Данной техникой можно складывать любые модели, однако лучше всего подходят простые фигурки, особенно животных. Перед мокрым складыванием лучше потренироваться с сухой бумагой, чтобы хорошо изучить процесс складывания. Считается, что мокрое складывание сложнее сухого, и поначалу может вызывать трудности.

Увлажнение бумаги

Не смотря на название техники – «мокрое складывание», лист не должен быть мокрым в буквальном смысле слова. Бумага должна быть мокрой ровно настолько, чтобы с ней можно было работать. Для смачивания можно использовать чуть влажную губку, ткань или пульверизатор. Например, с обеих сторон смочить бумагу из разбрызгивателя и протереть другим листом бумаги или кусочком ткани, чтобы бумага пропиталась влагой равномерно.

Возможен вариант мокрого складывания, при котором слегка увлажняются лишь те места, где необходимо придать бумаге форму. Если требуется сделать несколько влажных сгибов, следует дождаться высыхания предыдущей складки, прежде чем переходить к следующему шагу (высыханию можно помочь теплом собственных пальцев). Не стоит делать острые складки, проводить по ним ногтем или ножницами — такие складки впитывают больше влаги и поэтому легко рвутся.

По мере складывания при необходимости можно смачивать подсыхающую бумагу мокрой губкой.

Техника

При создании оригами не делайте сильных сгибов, складывайте бумагу подушечками пальцев, после первых успехов попробуйте складывать “на весу”, не используя стол; Собрав модель по схеме, экспериментируйте. Изогните немного хвост, наклоните ухо, придайте фигуре уникальность, мокрая бумага как раз позволяет это сделать.

Когда фигурка будет окончательно готова, постарайтесь не трогать и не перемещать ее до полного высыхания, это может испортить её форму. Если при создании фигуры сгибалось много слоев, есть вероятность, что фигура не сохранит заданной формы. В таком случае, аккуратно закрепите её резинками, булавками или прищепками.

Принцип действия

Техника мокрого складывания использует свойство влажной бумаги сохранять форму после высыхания. Секрет кроется в проклейке бумаги — водорастворимом клее, связывающим волокна бумаги и придающим ей жесткость. При смачивании бумаги клей растворяется, волокна отделяются друг от друга и лист становится мягким и податливым. При высыхании происходит обратный процесс и бумага принимает желаемую форму.

Особенности

До сих пор многие оригамисты избегают мокрого складывания из-за некоторых его недостатков. С влажной бумагой тяжело работать и она легко рвётся. Трудно создавать многослойные складки — в них мокрая бумага расползается, а её требуемая толщина не позволяет проводить такие складки точно. Однако при использовании тонкой бумаги данная техника наоборот, позволяет сделать многослойные складки куда тоньше и острее, что важно, например, при складывании ног и антенн у членистоногих.

Возможности

С помощью приема мокрого складывания можно создавать объемные фигуры, уменьшая количество складок, добавлять дополнительные детали и изгибы для придания фигуре большей выразительности.

Бумага для оригами

Для несложных моделей, таких как журавлик или водяная бомбочка, подходит обычная бумага для принтера 70-90 г/м?. Более тяжелые сорта бумаги (более 100 г/м?) могут быть использованы для мокрого складывания.

Существует также специальная бумага для оригами, часто называемая «ками» (бумага по-японски), которая продаётся сразу в виде квадратов, чьи размеры по стороне варьируются от 2,5 см до 25 см и более. Обычно одна сторона такой бумаги белая, а другая — цветная, но встречаются и двуцветные разновидности и разновидности с орнаментом. Бумага для оригами чуть легче принтерной, что делает её подходящей для широкого класса фигурок.

Фольгированная бумага, или как её часто называют «сэндвич», представляет тонкий лист фольги склеенный с тонким листом бумаги, иногда фольга оклеивается бумагой с обеих сторон. Этот материал обладает тем немаловажным преимуществом, что он очень хорошо держит форму и позволяет проработать мелкие детали.

В самой Японии в качестве материала для оригами господствует тип бумаги под названием васи . Васи жестче обыкновенной бумаги, сделанной из древесной массы и используется во многих традиционных искусствах. Васи обычно делается из волокон коры Edgeworthia papyrifera, но также может производиться из бамбука, пеньки, риса и пшеницы.

Формат бумаги

Чаще всего для оригами используют квадратные листы бумаги, но допускается и применение других форматов. Например, прямоугольные листы (формата А или половинки квадратов), треугольники, пятиугольники, шести- и восьмиугольники. Существуют даже модели, складываемые из круга.

Математика в оригами

Практика и изучение оригами касаются некоторых областей математики. Например, проблема плоского изгиба (возможно ли образец складки согнуть в двумерную модель) была объектом серьезного математического исследования.

Примечательно, что бумага показывает нулевую гауссову кривизну во всех точках поверхности, и только сгибы представляют собой линии нулевой кривизны. Но кривизна вдоль поверхности неизогнутой складки на влажной бумаге или складки ногтем не удовлетворяют этому условию.

То, что составление плоской модели из образца складки является NP-полным было доказано Маршаллом Берном и Барри Хайесом.

Проблема твердого оригами имеет некоторое практическое значение. Она формулируется так: если мы заменим бумагу листом металла и будем использовать стержни вместо линий складок, то сможем ли мы получить соответствующую модель? Примером решения этой проблемы являются твердые сгибы Миуры, используемые для развертывания массивов солнечных батарей для космических спутников.

Икебана
Японская икебана

Икебана – композиции из живых цветов

Для чего изучают икебана? икебана

Занятия икебана – элитные занятия, это всегда было и есть престижно;

Икебана воспитывает высокий художественный вкус, утонченные манеры;

Женщина, занимающаяся икебана, – предмет гордости для своего мужчины;

Икебана помогает обрести гармонию;

Икебана – это способ раскрыть свой творческий потенциал и стать счастливее.

На занятиях участники постигают тонкости цветочной аранжировки, прикоснувшись к самым истокам природы, изучив ее отражение в нашем мире. Аранжировка выполняется из живых цветов.

Вкрадце об икебане

Икебана - искусство, в котором встречаются и по воле человека гармонично сочетаются цветы, веточки, стебли, листья, плоды, травы и другие растительные материалы. Суть икэбаны заключается в том, чтобы передать всю красоту и разнообразие природы через одну - две веточки или даже один колосок или цветок. Икебана дословно обозначает цветы, которые живут. Это занятие для терпеливых людей, в Японии этому искусству учатся годами, но в своем доме, каждый может экспериментировать и заниматься этим увлекательным делом, тем более, что материалов достаточно, дело только в вашем желании и вашей фантазии.

Немного истории

Икебана возникла в Японии в XV веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах. Издавна в Японии существовал обычай использовать цветы и травы, сорванные в поле или в горах для украшения волос, одежды и подношения различным божествам. С приходом в Японию буддизма была заимствована и традиция украшать цветами изображение Будды. Таким образом, первоначально икебана имела сакральную направленность и зародилась на основе древних ритуалов национальной японской религии Синто (Путь богов), обожествлявшей природу и храмовых подношений (Кугэ) принятых в буддизме.

Согласно легенде, в период правления императора Ёмэй (VI век), наследный принц Сётоку активный последователь и пропагандист буддизма путешествовал в поисках подходящего места для нового храма, решив искупаться в пруду, он повесил на иву амулет с изображением Нейрин Каннон (богини милосердия). выйдя из воды, он не смог снять вросший в дерево амулет и поэтому счёл место священным. Здесь и был построен храм Сиундзантё ходэра ("вершина горы фиолетовых облаков"), который чаще всего называют Роккакудо из-за его шестигранной формы. Алтарные композиции привлекали внимание верующих своей простотой и изысканностью. Находясь среди гармоничной красоты природы, люди приходили к обновлённому пониманию их собственного существования. Композиции того времени, создаваемые на основе цветов и веток, назывались Татэбана.

Наряду с Татэбана в эпоху Муроматти возникает и развивается стиль Рикка. Постепенно этот стиль (Рикка) приобретает огромную популярность в среде знати и военного сословия (сёгунат).

В эпоху Момояма возникает и получает широкое распространение чайная церемония, которая предъявляет новые требования к цветочным композициям. Появившийся в этот период стиль получил название Нагэирэбана. В нём срезанные цветы свободно опираются о края сосуда и предстают в своём природном виде. Позднее композиции для чайной церемонии стали называть - Тябана - икэбана одного цветка, воплощающая эстетическое восприятие "изящной простоты". Такая работа, украшающая чайный павильон, наряду с каллиграфией служила элементом, символизирующим душевный покой. Цветы выбирались самые простые, скромные; брали их немного, иногда даже одно растение. В таких композициях воплощались идеи дзен-буддизма, видя в малом большое, предпочитая простое и естественное.

Стили и символы в икебане

Новые взгляды изменили стиль жизни и соответственно интерьер японского дома, а с появлением ниши - токонома возникает стиль Сёка, отражающий естественную красоту растущего в природе растения.

С вступлением Японии в эпоху Мэйдзи (XIX в.) правительство вводит курс преподавания икэбана в школах для девочек. В это же время с распространением в Японии европейского стиля жизни, возникла необходимость в создании композиций для нового интерьера. Стили Морибана и Нагэирэ были разработаны в ответ на эти требования.

Позднее под влиянием современного искусства и развития новых технологий возник стиль Дзиюка -стиль свободного выражения чувств и эмоций человека. В соответствии с условиями современного общества произошли изменения также в стилях Рикка и Ссека.

Есть разные стили икэбаны и в основе деления лежат принципы расположения в пространстве и выбор разных сосудов. Основных веток может быть в композиции от 2-9, но чаще их бывает три, и они символизируют три начала: небо, человека и землю. Символ неба самая длинная ветка, а символ земли - самая короткая. Наверное, самый древний из всех стилей рикка в переводе поставленные цветы, основой служит обычно сосновая, сливовая или иная ветка,а вокруг расположены остальные восемь элементов, образующие сферу, это самый сложный стиль икэбаны. Обычно, эта аранжировка бывает монументальной и может достигать высоты до 1,5 м и ширины 1 м. Использовалась для украшения храмов и иных больших помещений.

Следующий, очень популярный стиль икебаны нагэире, в переводе означает брошенные в воду цветы. Цветы, как бы случайно и небрежно расставлены в сосуде (вазе). Вазу берут высокую с узким горлышком. Выражается красота веточки или стебля.

Стиль морибана, также очень популярен, составляется из нескольких видов цветов, расположена в плоской и широкой вазе. Главное в этом стиле разнообразие расцветки и красота пейзажа. Творят мастера и в свободном стиле, главное создать гармоничную композицию, соединить растение и вазу в единое целое. Цветы и растения меняются, как и времена года, меняются и композиции. Весной вся Япония отмечает два праздника 3 марта - День девочек и 5 мая - День мальчиков. В семьях, где есть девочки, ставят икэбана с использованием розовых и желтых цветов: берутся ветки цветущего персика (символ нежности) и мандаринового дерева. В семьях, где есть мальчики, ставят композиции из ирисов, цветы символизируют мужество, а листья напоминают по форме мечи.

Летние композиции обильны и пышны, часто используются лесные и луговые цветы. Осень благодатное время для фантазии: время разных расцветок листьев, время хризантем и спелых овощей и фруктов, время подсолнухов. Зимние материалы для икэбаны оголенные веточки лиственных деревьев или хвойных растений, очень широко используется сосна и ель.

Правильное окружение только оттенит красоту икебаны, скатерть или покрытие полочки для композиции выбирается не пестрое, нейтральных цветов. Можно устанавливать вазу на подставках: специальной черной или красной (бурой) дощечке, картоне, древесном спиле, бумаге. Аранжировки, стоящие на столе не должны быть высокими, а расположенные низко лучше делать из более высоких, прямых материалов. В прихожей можно использовать икэбану из одной ниспадающей ветви (веточка ивы, лианы) в легком бамбуковом сосуде. Когда смотришь на эти трогательные и прекрасные композиции из совсем простых и доступных элементов, то лучше понимаешь выражение красота спасет мир!

Икебана - это мудрость, которая приходить со временем. Сначала всегда хочется добавить много вещей, фактически, обучение искусству икебаны - это обучение убирать лишнее. Мы режем ветки, режем листья, потому что, даже если лист очень красив, он слишком большой. Если провести параллель с человеком, мы всегда хотим иметь много вещей. Икебана учит довольствоваться минимумом. Зеленый цвет является олицетворением весны и вместе с тем символизирует восток, ибо там рождаются день и весна как начало года. Зеленый цвет ассоциируется с планетой Юпитер, имеющей таинственный голубовато-зеленый цвет. Огонь воплощает красный цвет — цвет лета, юга и планеты Марс.

Белый цвет символизирует осень — время вызревания белоснежного риса, он соответствует первоэлементу металл (раскаленный добела), его связывают с западом и белесым цветом Луны.

Самое темное, глухое время года — зима — ассоциируется с черным цветом, с водой (с темными глубокими водами), с наименее яркой планетой Меркурий.

Символика желтого (золотого) цвета связана с концом лета, олицетворяющим животворящие силы стихии, землю.

Символика цветов и деревьев, их сочетаний в икэбане образует сложный язык. Так, сосна и роза — это вечная молодость и долголетие, сосна и родея (омото) — молодость и вечность, сосна и пион — молодость и процветание, пион и бамбук — процветание и мир, цветы капусты (хаботан), хризантема, орхидея — радость. Символом Японии являются цветы хризантемы. Естественно, что эти цветы — частый мотив икэбаны: искусство составления композиций из хризантем продумано японскими мастерами с особой тщательностью. Существенно отметить, что ряд растений никогда не включается в праздничные композиции. Таковы, например, осенние листья клена, чайные листья, цветы пурпурного цвета, японская роза, пионы, нестойкие разновидности вечнозеленых растений, которыми по традиции украшают алтарь в буддийском храме.

У японцев есть три важнейших понятия, связанных с эстетическим осознанием мира: ханами (любование цветами), цукими (любование луной) и юкими (любование снегом). Отличие икэбаны как объекта созерцания (ханами) от двух других объектов эстетического созерцания состоит в том, что она есть результат активной роли человека.

В японской культуре икебана нередко выступает как посредник в общении между людьми. Икебану дарят родным и друзьям как знак добрых пожеланий. Гостя приглашают полюбоваться икэбаной, созданной для того, чтобы почтить его или выразить радость по поводу его прибытия. Икэбану готовят, чтобы отметить особые празднества или просто использовать ее как объект для дружеской беседы. Правила хорошего тона в японском обществе не позволяют смотреть собеседнику прямо в глаза - это может быть сочтено как непочтительность или назойливое любопытство. Лучшим способом установления контакта и является икебана.

Варианты икебаны
Мраморная роспись

«Красивое письмо заслуживает красивой бумаги»

Яп. Пословица

Мраморная роспись – древнейшее искусство, когда-либо существовавшее на Земле. Зародившись в жаркой Турции, оно достигло своего расцвета в стране восходящего солнца, в Японии. Мраморная роспись является олицетворением страны восходящего солнца, совмещая в себе древнейшее с новейшим: технику, известную более 2000 лет, и краски, представляющие собой результат высочайших технологии, которые, проникая на молекулярном уровне в основу, сохраняют свою яркость и насыщенность цвета на протяжении долгого времени.

Терминология:

Мраморная роспись (marbling dye) – техника рисования, а точнее окрашивания, которая заключается в смешивании в произвольном порядке цветов.

Суминагаси – дословно «плавающие чернильницы», специальные нерастворимые в воде краски (чернила).

Применение:

- Медитативная техника

- Создание уникальных картин, сюжет которых не может повторить даже автор.

- Необычная бумага для упаковки подарков

- Визитные карточки (особенно популярно в Японии)

- Уникальный дизайн одежды

Инструменты:

1. Краски «суминагаси» и японские чернила. Будьте осторожны! Краски практически не смываются!

2. Японские кисточки. 1 на каждый цвет.

3. Медиатор для управления краской.

4. Емкость. Екмкость должна быть больше или подходить по размеру бумаге или материалу, который Вы собираетесь использовать. Рекомендуются для медитативных техник черного цвета, для картин со сложными элементами – белые или прозрачные.

5. Газеты.

6. Бумага/Ткань. Тренировочная бумага, часто используемая для каллиграфии; рисовая японская бумага и пр.

Процедура:

1. Готовим место для сушки наших шедевров. Для этого на полу разложим газеты,желательно несколько слоев. Место для сушки организовываем рядом с рабочем местом.

2. Готовим рабочее место. В емкость наливаем воду. Емкость заполняем наполовину. В палитру наливаем по 1/2 столовой ложки воды и 1 столовую ложку чернил. Добавляем 2-3 капли фиксаторной жидкости в чернила и в воду. Промываем кисточки под водой.

3. Приступаем к творению. Обмакиваем кисточку в бесцветные чернила и прикасаемся к поверхности. На поверхности растекаются чернила.мраморная роспись мраморная роспись Повторяем процедуру, пока вся поверхность не покроется бесцветными чернилами (либо чернилами основой). Теперь приступаем к сердцу нашего шедевра.мраморная роспись Выберите цвет вашего настроения, обмакните в него кисть и прикоснитесь к воде. Обратите внимание, что кистью мы прикасаемся к бумажному кружочку (медиатору), едва покрытому водой. Медиатор помогает краске равномерно распределится по поверхности воды и не упасть на дно нашей рабочей емкости.

4. Перенесение рисунка. Аккуратно распределяем бумагу (ткань и пр) на поверхности воды. Обратите внимание: рисовая бумага мгновенно впитывает краску – время пребывания бумаги на поверхности должно быть не более 3 секунд, более грубая бумага и ткань требует большего времени. Как только наш материал пропитан – плавно и в тоже время быстро снимаем его с поверхности воды и, переворачивая, размещаем в месте сушки.

Техники и вариации:

1. Дуем на воду для создания неповторимых живых линий.

2. Водим палочкой для взаимодействия красок.

3. Нанесите каплю чернил. Зубочисткой (тонкой палочкой) тяните за края краски для создания узоров.

4. Можно экспериментировать с погружением части материала.

Варианты дизайна

Го

Го(также вэйци, падук) — стратегическая настольная игра,го возникшая в древнем Китае между 2000 и 200 годами до н. э. Очень популярна в Азии, а благодаря Интернету быстро приобретает популярность во всём мире.

В Японии игра называется— «i-go»

В Китае, на исторической родине, она носит название китайской традиции, weiqi, «вэйци» (досл. «облавные (окружающие) шашки»). Другое, более древнее китайское название — (пиньинь) Ещё одно распространённое образное название го в Китае - «беседа рук» или «разговор руками», китайская традиция отражает специфику игры как диалога, в котором общаются не люди, а их руки, опускающие на доску камни.

В Корее — «падук»

В Европе и Америке игру называют «Go» — от японского — «и-го». В английском языке принято написание с заглавной буквы — «Go», чтобы отличать название игры от глагола «go» (идти). Существует ещё один вариант английского написания — «Goe», — его ввёл Ин Чанци. Это написание мало распространено, оно используется только в материалах, издаваемых фондом Инга и на мероприятиях, проводимых под эгидой этого фонда.

История го

Легенды, отражённые в древних китайских летописях, относят появление го к третьему или началу второго тысячелетия до нашей эры, приписывая её создание одному из легендарных китайских императоров или их ближайшим придворным . Объективные исторические свидетельства позволяют утверждать, что игра определённо существовала и была достаточно распространена 2500 лет назад — именно к этим временам относятся первые упоминания о го в документах . Первые материальные свидетельства (найденные археологами доски и камни для го) и достоверные записи сыгранных партий относятся к первым векам нашей эры. В VII веке го попало в Японию, где, начиная с XV века, пережило сильнейший подъём . В XX веке го, ранее культивировавшееся лишь в Азии, стало известно и постепенно распространилось в Европе и Америке]. К настоящему времени большинство европейских стран, в том числе и Россия, имеют собственные федерации го, хотя количество игроков и уровень игры на Западе пока не достигли показателей Кореи, Японии и Китая.

Инвентарь

Инвентарь для игры в го — гобан, камни, чаши.

В го играют на прямоугольном поле, называемом доска или гобан, расчерченном вертикальными и горизонтальными линиями. Доска для го не имеет квадратную форму; стороны соотносятся в пропорции 15:14, поскольку в такой пропорции под углом зрения игрока доска находится в идеальной перспективе. Удлиненная сторона компенсирует неизбежное искривление перспективы, мешающее игрокам отчетливо видеть позицию. Стандартная доска имеет разлиновку 19x19 линий, для обучения и коротких неофициальных игр могут применяться доски меньших размеров: обычно 13x13 или 9x9 линий, намного реже — 11x11, 15x15, 17x17 линий, но, теоретически, ничто не мешает использовать произвольную прямоугольную доску. На интернет-серверах иногда играют на досках нестандартного, в том числе намного большего размера (например, 37x37 линий). Обычно доска изготавливается из дерева.

Также для игры необходимы камни — специальные фишки двух контрастных цветов, чаще всего — чёрные и белые. В японской традиции камни имеют линзообразную (двояковыпуклую, чечевичную) форму (наиболее распространённый вариант), в китайской — плоско-выпуклую . Полный комплект для игры должен содержать 361 камень — 180 белых и 181 чёрный (реальные наборы чаще содержат по 180 камней каждого цвета, в продаже есть также наборы по 160 камней — для большинства партий этого достаточно). Камни могут быть изготовлены из пластмассы, стекла, керамики, раковин, обычных, полудрагоценных или драгоценных камней.

Традиционно в комплект для игры входят чашичаши для Го — сосуды с крышками, чаще всего изготовленные из дерева. Они служат для хранения камней, а в крышки, снятые с чаш, во время партии игроки складывают захваченные камни противника.

В официальных соревнованиях используются игровые часы, аналогичные или подобные шахматным, для контроля времени.

Основные правила

Играют два игрока, один из которых получает чёрные камни, другой — белые.

Начальная позиция.Перед началом игры доска пуста. Первыми ходят чёрные. Далее ходы делаются по очереди.При игре с форой слабейший всегда играет чёрными, и несколько чёрных камней выставляются на доску до начала партии. В этом случае выставление форовых камней на доску формально считается первым ходом чёрных, после которого в игру вступают белые.

Порядок игры.Делая ход, игрок выставляет один свой камень на доску в любую не занятую точку пересечения линий (пересечения называют пунктами). Камни, однажды размещённые на доске, не перемещаются, но могут быть захвачены противником и сняты с неё. Ход считается сделанным, если игрок поставил камень на доску и отпустил руку, удерживающую его. Переместить уже поставленный камень, от которого отнята рука, нельзя; игроку, сделавшему это, автоматически засчитывается поражение.

Каждый камень должен иметь хотя бы одно дамэ (точку свободы, дыхательный пункт) — соседний по вертикали или горизонтали (но не по диагонали!) незанятый пункт. Соседние либо связанные непрерывной цепочкой соседей камни образуют группу и делят дамэ между собой (то есть любое дамэ любого камня в группе относится одновременно ко всем камням этой группы). Когда камень или группа камней окружается камнями соперника так, что у неё не остаётся точек свободы, она считается захваченной и снимается с доски.

В большинстве вариантов правил запрещено делать ход, в результате которого своя группа утрачивает последнюю точку свободы (самоубийственный ход). Исключение составляет случай, когда в результате этого хода лишается всех дамэ группа противника; в этом случае игрок захватывает группу противника, а его собственная остаётся на доске (легко видеть, что после снятия группы противника группа игрока уже будет иметь не менее одного дамэ).

Правило ко: запрещается делать ход, который приводит к повторению позиции, ранее встречавшейся в партии. Точная трактовка этого запрета в разных системах правил го может несколько различаться.

Игрок может отказаться от очередного хода, сказав «пас».

Завершение партии

Когда оба игрока пасуют подряд, игра заканчивается. Обычно это делается тогда, когда на доске не остаётся пунктов, ходы в которые могут принести игрокам очки. Группа камней противника, к концу партии не снятая с доски, но заведомо обречённая на гибель при правильном доигрывании, считается «пленной» (вариант: «мёртвой»). Она снимается с доски по окончании партии и присоединяется к захваченным игроком камням.

Подсчет очков в го

По завершении игры подсчитываются очки, набранные игроками. Игрок получает по одному очку за каждый из пунктов доски, окружённых камнями только его цвета, и по одному очку за каждый захваченный камень противника, либо за каждый собственный камень, который остался на доске к концу игры . Кроме того, играющему белыми может добавляться несколько очков в качестве компенсации за право первого хода чёрных (коми).

Игрок, набравший больше очков, выигрывает. Если игроки набрали равное количество очков, может присуждаться ничья. В современных турнирах величина коми обычно выбирается нецелой, в результате чего равного количества очков у белых и чёрных быть не может (белым прибавляется нецелое число очков коми, у чёрных число очков всегда целое, так что равного количества очков у белых и чёрных не может получиться в принципе), соответственно, ничьих не бывает.

Сёги

Сёги (яп. сё:ги) — японская настольная логическая игра, родственная шахматам. Название переводится как «игра генералов»

История игры

По мнению современных историков, сёги представляют собой обособившуюся ветвь шахмат. В точности неизвестен ни момент появления этой игры, ни её первоначальный вариант, но, по всей видимости, во второй половине первого тысячелетия нашей эры распространённый на арабском Востоке шатрандж попал в Китай, где стал основой для игры сянци (синци), от которой, в свою очередь, произошли сёги.

Первые документальные свидетельства о шахматной игре в Японии относятся к VIII веку, но в точности неизвестно, что это была за игра. Достоверно можно утверждать только то, что в это время в Японию из Китая попал китайский вариант шахмат — сянци, но одновременно с ним в стране появились и другие игры шахматного типа. Среди этих игр была и игра на доске 9x9, на которой играют в современные сёги. Описания игр того времени не сохранилось, так что об их форме можно только гадать. Известен корейский вариант шахмат — чанги, который по некоторым параметрам стоит между сёги и сянци (впрочем, гораздо ближе к сянци). Как и в чанги, в сёги пешка берёт так же, как и ходит без взятия. Как и в чанги, в сёги есть две дополнительные фигуры, стоящие в начале перед конями. Оформление фигур также напоминает оформление в чанги. Но гораздо большее сходство наблюдается с таиландскими шахматами макрук. Ход серебряного генерала полностью совпадает с ходом слона в макруке (и сейчас начальное положение серебряного генерала напоминает начальное положение слона в европейских шахматах). Пешки располагаются на третьей горизонтали от владельца. Зона превращения на третьей горизонтали от противника. Пешки превращаются в фигуру, которая заменила ферзя макрука - в золотого генерала. Как и в макруке, превращение отмечается переворачиванием фигуры (аналогично европейским шашкам). Есть элементы, общие для сёги, макрука и современных европейских шахмат, но отсутствующие в сянци и чанги: игра ведётся на квадратах, а не на пересечениях линий; король не ограничен "дворцом"; конь может перепрыгивать через фигуры; пешки занимают целую горизонталь; в сянци и чанги отсутствует превращение.

Первые археологические находки фигур сёги относятся к XI веку. Эти фигуры имеют уже вполне современный вид — пятиугольные плоские фишки с иероглифическими обозначениями. Более-менее подробные описания сёги появились в документах эпохи Хэйан. В это время существовали «малые сёги» и «большие сёги». «Малые» игрались на доске размером 9x9, «большие» — на доске 13x13. Фигуры и ходы были теми же, что и сейчас, но отсутствовало основное отличие современных сёги от шахмат — возможность повторного введения в игру захваченных фигур противника на своей стороне. В последующие века делались попытки играть в сёги на больших досках:

Средние сёги — доска 12x12, 92 фигуры.

Большие сёги — доска 15x15, 130 фигур.

Большие-большие сёги — доска 17x17, 192 фигуры.

Мака большие-большие сёги — доска 19x19, 192 фигуры.

Тай сёги — доска 25x25, 354 фигуры.

Наконец, в XVI веке император Го-Нара создал ту игру сёги, которая известна сегодня. Взяв за основу «малые сёги» на доске 9x9, он сократил число фигур до 40 и ввёл принципиально новое правило — теперь взятые игроком фигуры противника переходили к взявшему и он мог в любой момент вместо своего очередного хода выставить на доску любую из этих фигур как собственную. Это новшество кардинально изменило стратегию и тактику игры. С него, по сути, и следует отсчитывать историю современных сёги.

В XVII веке сёги, наряду с го, получили привилегированный статус за счёт того, что ими увлекались тогдашние военачальники и правители Японии — Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. Во времена сёгуната существовала даже придворная должность сёгидокоро (министр сёги) — на неё назначали сильнейшего игрока, он ведал вопросами организации сёги при дворе, распределял государственные субсидии школам, санкционировал присвоение высших рангов. Тогда же появился титул Мэйдзин («великий мастер»), которым отмечали сильнейшего игрока в сёги, аналогично Мэйдзину по го. Ранг Мэйдзин был пожизненным — получив его однажды, игрок оставался Мэйдзином до конца своих дней, независимо от изменений в уровне игры. Сначала должность министра по го и сёги занимал один человек — Хонъимбо Санса, на высоком уровне игравший в обе игры. Затем Сокэй Охаси (1555—1643 гг.), победил Хонъимбо Санса в матче. Он и стал первым сёгидокоро и Мэйдзином по сёги. Вплоть до XIX века развитие сёги шло в системе «иэмото» — в виде школ-«семей», где мастерство передавалось по наследству, от старших мастеров к молодым.

Сёги активно развивались, к XIX веку была уже достаточно хорошо разработана теория игры, существовало несколько школ, выходила литература. Когда в период реставрации Мэйдзи сёги лишились государственной поддержки, это не стало для них серьёзным потрясением — газеты начали активно устраивать турниры и печатать партии. К 1924 году была создана Токийская федерация сёги, которая позже была преобразована во всеяпонскую профессиональную лигу сёги. В 1935 году была отменена система пожизненного владения титулом Мэйдзин, вместо этого титул стал разыгрываться на ежегодном чемпионате.

Правила игры

Доска и начальная позиция

Игра

Сёги

сеги

Основные зоны

игрового поля

схема сеги

Начальная

расстановка фигур

расположение фигур сеги

Играют два игрока, чёрные и белые (сэнтэ и готэ). Доска разделена на прямоугольные клетки или поля. Размер доски 9x9 клеток. Клетки никак не обозначены и не имеют цвета. Традиционно доску делают из древесины торреи орехоносной (это дерево в Японии называется кая), фигурки — из самшита мелколистного (цугэ).

Каждый игрок имеет набор из двадцати фигур. Фигура представляет собой плоский брусок дерева в форме обелиска (вытянутый пятиугольник), на обеих поверхностях которого иероглифами записано название основной и превращённой фигуры. Все фигуры одноцветные, а различаются только по ориентации на доске: фигура всегда устанавливается острой стороной к противнику. Фигуры немного различаются по размерам: чем важнее фигура, тем она крупнее.

Основные фигуры, которыми начинается игра:

Король

сеги король

Король — О: (полное название О:сё (с яп. император) — белый король) и Гёку (Гёкусё (с яп. драгоценность) — чёрный король) — (по 1 у каждой стороны).

японское обозначение короля в сеги– японское обозначение

K – латинское обозначение

Как и в шахматах, король ходит на одно поле в любом направлении, за исключением поля под шахом противника (восемь различных ходов). Шах – это положение, когда король оказывается под ударом вражеской фигуры, т.е. находится в поле, куда может походить вражеская фигура.

Ходы короля

ходы короля в сеги

Золотой генерал

золотой генерал в сеги

Золотой генерал (кратко Золото) — Кин (кинсё) — (по 2).

японское обозначение золотого генерала в сеги– японское обозначение

G – латинское обозначение

Золотой генерал ходит на одно поле по горизонтали или вертикали в любом направлении, а также на одно поле вперёд по диагонали. То есть имеет ходы короля, кроме двух полей назад по диагонали.

Ходы золотого генерала

ходы золотого генерала в сеги

Серебряный генерал

серебряный генерал сеги

Серебряный генерал (Серебро) — Гин (гинсё) — (по 2).

японское обозначение серебряного генерала в сеги– японское обозначение

S – латинское обозначение

Серебряный генерал ходит на одно поле по диагонали в любом направлении, а также на одно поле вперёд по вертикали. То есть имеет ходы короля, кроме трёх полей по вертикали вниз и по горизонтали влево и вправо. В ранних вариантах сёги эта фигура называлась слоном (4 ноги — по диагоналям и хобот — на клетку вперед). Достигнув вражеского лагеря, может быть превращен в золотого генерала.

Ходы серебрянного генерала

ходы серебряного генерала

Превращенный серебряный генерал

Превращенный серебряный генерал

Превращённое серебро — Наригин.

японское обозначение Превращенного серебряного генерала– японское обозначение

+ S – латинское обозначение

Превращенный серебряный генерал ходит на одно поле по горизонтали или вертикали в любом направлении, а также на одно поле вперёд по диагонали (как золотой генерал).

Ходы превращенного серебрянного генерала

Ходы превращенного серебрянного генерала

Конь

конь

Конь — Кэй (кэйма) — (по 2) (дословный перевод японского названия - Благородный конь.

японское обозначение коня в сеги – японское обозначение

N – латинское обозначение

Конь ходит буквой «Г» вперёд, то есть на два поля вперёд по вертикали, после чего на одно поле вправо или влево по горизонтали (то есть, в отличие от шахматного коня, имеет всего два возможных хода и перемещается только вперёд). Как и шахматный конь, при ходе может перескакивать через свои и неприятельские фигуры.

Ходы коня

ходы коня в сеги

Превращенный Конь

Превращенный Конь

Превращённый конь — Нарикэй.

японское обозначение превращенного коня в сеги – японское обозначение

+ N – латинское обозначение

Превращенный конь ходит на одно поле по горизонтали или вертикали в любом направлении, а также на одно поле вперёд по диагонали (как золотой генерал).

Ходы превращенного коня

ходы превращенного коня в сеги

Копьё

копье в сеги

Копьё (другие названия: Ароматная карета, Пика или Стрелка) — Кё (кёся) — (по 2).

японское обозначение копья в сеги – японское обозначение

L – латинское обозначение

Копьё ходит только вперёд по вертикали на любое количество полей, не занятых другими фигурами. Назад ходить не может. Достигнув вражеского лагеря, может быть превращено в золотого генерала.

Ходы копья

ходы копья в сеги

Превращенное копьё

превращенное копье в сеги

Превращённое копьё — Нарикё.

японское обозначение превращенного копья в сеги – японское обозначение

+ L – латинское обозначение

Превращенное копьё ходит на одно поле по горизонтали или вертикали в любом направлении, а также на одно поле вперёд по диагонали (как золотой генерал).

Ходы превращенного копья

ходы превращенного копья в сеги

Пешка

пешка в сеги

Пешка — Фу (фухё) — (по 9).

японское обозначение пешки в сеги– японское обозначение

P – латинское обозначение

Пешка ходит на одно поле вперёд по вертикали. Бьет вражеские фигуры не наискосок, как в шахматах, а прямо перед собой. Достигнув вражеского лагеря, может быть превращена в золотого генерала.

Ходы пешки

ходы пешки в сеги

Превращенная пешка - Токин

превращенная пешка в сеги

Токин — То (Токин). Превращённая пешка.

японское обозначение превращенной пешки в сеги– японское обозначение

+ P – латинское обозначение

Токин ходит на одно поле по горизонтали или вертикали в любом направлении, а также на одно поле вперёд по диагонали (как золотой генерал). Токин не считается пешкой, то есть он может находиться на одной вертикали со своей пешкой.

Ходы превращенной пешки

ходы превращенной пешки в сеги

Ладья

ладья

Ладья — Хи (хися) — (по 1). (дословный перевод японского названия - Летающая карета.

японское обозначение ладьи в сеги– японское обозначение

R – латинское обозначение

Ладья ходит по горизонтали и по вертикали на любое число полей, не занятых другими фигурами (аналогично шахматной Ладье). Достигнув вражеского лагеря, может быть превращена в короля-дракона

Ходы ладьи

ходы ладьи в сеги

Королевский дракон

королевский дракон в сеги

Королевский дракон (Дракон) — Рю. Превращённая ладья.

японское обозначение королевского дракона в сеги– японское обозначение

+ R – латинское обозначение

Королевский дракон ходит как обычная ладья и дополнительно может ходить на одно поле по диагонали в любом направлении.

Ходы королевского дракона

ходы королевского дракона в сеги

Слон

слон в сеги

Слон — Каку (какугё) — (по 1) (дословный перевод японского названия - Ходящий по углам.

японское обозначение слона в сеги– японское обозначение

B – латинское обозначение

Слон ходит по диагонали в любом направлении на любое число полей, не занятых другими фигурами (аналогично шахматному cлону). Достигнув вражеского лагеря, может быть превращен в коня-дракона

Ходы слона

ходы слона в сеги

Лошадь дракона

лошадь дракона в сеги

Лошадь дракона (Лошадь) — Ума. Превращённый слон.

японское обозначение лошади дракона в сеги– японское обозначение

+ B – латинское обозначение

Лошадь дракона ходит как обычный слон и дополнительно может ходить на одно поле по вертикали или горизонтали в любом направлении.

Ходы слона

ходы превращенного слона в сеги

Ходы

Ходы делаются по очереди, первый ход делают чёрные. На каждом ходе игрок может передвинуть одну свою фигуру в соответствии с правилами её хода. При ходе на поле, занятое фигурой противника, эта фигура берётся — снимается с доски и попадает в резерв к взявшему её игроку.

Игрок может выставить на доску любую фигуру из резерва вместо своего очередного хода.

Запрещается:

-выставлять пешку на поле, на котором она даёт мат королю противника;

-выставлять фигуру на поле, на котором она не будет иметь возможности хода по правилам;

-выставлять пешку на вертикаль доски, на которой уже стоит непревращённая пешка того же игрока.

Резервная фигура может выставляться на поле только в непревращённом состоянии.

Игрок, сделавший запрещённый ход, немедленно проигрывает

Превращения

Зона превращения (зелёная)

Три последние горизонтали доски (относительно каждого из игроков) являются так называемой «зоной превращения». Фигура, делающая ход в зону превращения или из неё, может быть превращена. Превращение не является отдельным ходом, оно происходит на том же ходу, что и движение фигуры. В отличие от шахмат, превращение фигур производится не по выбору игрока, а по правилам:

Король и золотой генерал не превращаются.

Серебряный генерал, конь, копьё и пешка превращаются в золотого генерала.

Чтобы не путать превращённых золотых генералов с непревращёнными, превращённые фигуры серебряного генерала, коня, копья и пешки имеют собственные названия и изображаются другими иероглифами, хотя по правилам ходов все эти фигуры — золотой генерал.

Ладья превращается в короля-дракона (Рю), который дополнительно к возможностям ладьи получает возможность ходить на одно поле по диагонали в любом направлении.

Слон превращается в коня-дракона (Ума), который дополнительно к возможностям слона может ходить на одно поле по вертикали или горизонтали в любом направлении.

При превращении фигура просто переворачивается на другую сторону, где изображён знак превращённой фигуры. Превращение однократно — однажды превращённую фигуру больше превращать нельзя.

Превращение обычно не обязательно: фигура может остаться прежней и быть превращена на одном из следующих ходов (по желанию игрока). Для превращения игрок обязательно должен сделать ход данной фигурой, причём начальное либо конечное поле хода должно быть в зоне превращения.

Превращение обязательно, если после хода непревращённая фигура не имеет возможности более ходить по правилам — например, когда пешка достигает последней горизонтали или конь — предпоследней или последней горизонтали . Если превращённая фигура берётся противником, он может выставить её из резерва только как обычную (непревращённую), а превратить её разрешается только на следующем ходу.

Итог игры

Как и в шахматах, игра заканчивается, когда одна из сторон ставит мат королю противника, то есть создаёт позицию, где король противника находится под шахом, и этот шах противник не может устранить никаким ходом. Поставивший мат выигрывает. Но можно также выиграть, поставив противника в положене пата. В отличие от шахмат, шах королю не объявляется. Если игрок, чей король оказался под ударом, не заметил этого и не защитил своего короля, противник вправе следующим ходом взять короля, что тоже приносит выигрыш.

Кроме того, в профессиональных играх применяются дополнительные правила, ограничивающие возможность затягивания игр:

- в случае четырёхкратного повторения одной и той же позиции партия завершается без объявления результата и должна быть переиграна.

- если позиция повторилась трижды в результате серии шахов (аналог вечного шаха в классических шахматах), то на четвёртый раз тот игрок, который объявлял шахи, должен выбрать какой-либо другой ход, в противном случае ему засчитывается поражение.

-если король одного из игроков прошёл в лагерь противника, поставить ему мат становится практически невозможно. Когда оба короля прошли в лагерь противника, партия далее может длиться неопределённо долго, поскольку поставить мат ни одному из игроков, по всей видимости, не удастся. Такая ситуация называется «дзи-сёги» («тупик»). Партия прекращается, если оба игрока (и наблюдатель или судья, если речь идёт об официальной партии) согласны, что сложившаяся позиция — тупиковая. Результат определяется подсчётом очков. Очки начисляются за все имеющиеся у игрока фигуры, в том числе резервные, кроме королей. За слонов и ладей начисляется по 5 очков, за все прочие фигуры — по 1 очку. Если у одного из игроков меньше 24 очков, то он объявляется проигравшим. Если у обоих игроков не меньше 24 очков, объявляется ничья. В неофициальных партиях это правило применяется не всегда: по соглашению игроков тупиковая позиция может просто приводить к ничьей.

По всем вопросам обращайтесь:

Skype: fci-group

Тел:+380445999288

+380935177117

e-mai: info@chilli.net.ua