Набор на курсы каллиграфии:

 

каллиграфия

японская каллиграфия

каллиграфия японская

Shyodo – искусство японской каллиграфии

каллиграфия на японском

Японская каллиграфия – одно из самых популярных изящных искусств Японии. Каллиграфические работы ценятся не меньше, чем произведения живописи. Но этот вид изобразительного искусства, помимо художественных достоинств обладает глубоким философским смыслом.

В самом простом понимании каллиграфия – это искусство красиво писать. Мастер бамбуковой кистью создает тушью на рисовой бумаге произведение искусства. Оно воплощает гармонию и красоту.

Соотношение простого и изящного – ваби-саби – один из основных принципов восточной эстетики ясно отражается в каллиграфических работах. В восточной каллиграфии нет ничего случайного: для каждой линии и точки важно начало, направление, форма и окончание, важен баланс между элементами, и даже пустое пространство говорит о многом. Иероглифы гармоничны, пропорциональны, сбалансированы.

Иероглифы счастья

Иероглифы счастья

Японская каллиграфия – это не только красота, но и смысл, зачастую более сложный, чем значение написанного кистью иероглифа. Гармония и изящность линий не только создают эстетическое наслаждение, но и передают тысячелетнюю мудрость. Каждая линия имеет смысл, каждое движение кисти каллиграфа создает нечто прекрасное. Жители Востока верят, что иероглиф имеет также сакральное значение, ведь письмо на Востоке считается посланием Неба, а потому каллиграфический знак несет в себе энергетический заряд. Рассматривая каллиграфическую работу, думайте об успехе, свете, любимых, радости, творчестве – обо всем, что делает Вас счастливым, и счастье обязательно войдет в Вашу жизнь.

Японская каллиграфия – это одна из практик дзен, такая же как искусство чайной церемонии (тядо), икебана, японское фехтование на мечах (кендо) и другие боевые искусства (будо). Традиционные способы передачи каллиграфических символов лаконичны: иероглифы пишут на белой бумаге, которая в философии дзен олицетворяет пустоту, а черные знаки на белом фоне несут в себе понятия инь и янь - женское и мужское начала. И в практиках дзен существует путь каллиграфии, путь письма cёдо (Shyodo), где Shyo значит каллиграфия, do - путь. И это один из путей, ведущий к осознанию смысла жизни и вечных истин, также как и некогда путь воина – бусидо, путь боевых искусств – будо (карате-до, дзюдо, кендо), путь чая – тядо и другие пути. Каллиграфия является неотъемлемым атрибутом чайной церемонии. Мастера чайной церемонии изучают каллиграфию не менее долго и тщательно, чем чайное действо. Выдающиеся мастера боевых искусств писали кисточкой иероглифы, в которых чувствуется сила мастера. Каллиграфию изучали японские аристократы и самураи.

Удача

удача на японском

Любовь

любовь на японском

Мечта

мечта на японском
Развитие и стили каллиграфии

Каллиграфия – одно из уникальных изобразительных искусств Востока. Она пришла в Японию из Китая примерно в V веке нашей эры, и в течение веков японские мастера изучали и совершенствовали мастерство китайских каллиграфов. Японские каллиграфы создали несколько новых стилей написания иероглифов, отличающихся большей выразительностью и эмоциональностью:

Kaishyo (каиё) - устав. Одна линия пишется за другой. Линии прописывают отчетливо, уверенно. Иероглифы четкие, угловатые, квадратные по форме.

Gyoshyo (гёcё) - полукурсив. Более быстрое написание. Линии плавные, закругленные.

Syoshyo (сёсё) – курсив. Стремительное написание в несколько движений. Линии быстрые, летящие.

Как отдельный стиль рассматривается Kana (кана) – тонкие струящиеся вертикальные строки, сочетающие в себе символы звуковой азбуки Hiragana (хиригана) и иероглифы Kanji (кандзи).

Лунный свет

Kaishyo

Лунный свет на японском - Kaishyo

Лунный свет

Gyoshyo

Лунный свет на японском - Gyoshyo

Лунный свет

Syoshyo

Лунный свет на японском - Syoshyo

Согласно легенде, в период правления императора Ёмэй (VI век), наследный принц Сётоку активный последователь и пропагандист буддизма путешествовал в поисках подходящего места для нового храма, решив искупаться в пруду, он повесил на иву амулет с изображением Нейрин Каннон (богини милосердия). выйдя из воды, он не смог снять вросший в дерево амулет и поэтому счёл место священным. Здесь и был построен храм Сиундзантё ходэра ("вершина горы фиолетовых облаков"), который чаще всего называют Роккакудо из-за его шестигранной формы. Алтарные композиции привлекали внимание верующих своей простотой и изысканностью. Находясь среди гармоничной красоты природы, люди приходили к обновлённому пониманию их собственного существования. Композиции того времени, создаваемые на основе цветов и веток, назывались Татэбана.

В основе каллиграфических стилей Японии - представление о том, что написанный текст должен доставлять эстетическое наслаждение. Зрительное восприятие текста не уступает зрительному восприятию картин и играет важную роль в смысловом понимании текста. Для усиления эмоционального воздействия текста исторически сложились формы определенного каллиграфического написания для отдельных литературных стилей:

Исторические трактаты записывали уставом Kaishyo.

Пьесы дзёрури - причудливо закрученной, плотной скорописью, растянутой в ширину и приплюснутой по вертикали.

Стихотворные сборники - тонкой, вертикальной, вытянутой строкой скорописи Kana. Сегодня этот изящный стиль письма используется для записи стихов и старинных песен. Он представляет собой в большей степени эстетическое наслаждение, чем способ передачи смысла. Не каждый японец сегодня может прочитать такие стихи, далеко не каждый каллиграф может писать этим стилем, но каждый способен оценить красоту утонченных элегантных линий.

Стихи

Kana

стихи на японском

Стихи

Kana

японские стихи

Стихи

Kana

стихи японской скорописью
Набор для каллиграфии состоит из:

- Shitajiki: чёрная, мягкая циновка.

- Bunchin: металл для прижатия бумаги во время письма.

- Hanshi: специальная, тонкая бумага для письма.

- Fude: кисть. Имеется большая кисть для письма больших символов и маленькая для написания имени художника.

- Suzuri: тяжелый, черный контейнер для чернил.

- Sumi: твёрдый черный материал, в который втирается вода для производства чернил.

Типы написания иероглифов

Существует три типа написания иероглифов:

Kaishyo

Квадратом, когда одна линия пишется за

другой. Этот стиль используется редко.

Kaishyo

Gyoshyo

Полукурсивом.

Более быстрое написание.

Gyoshyo

Syoshyo

Курсивом быстрое написание (в несколько движений), при котором линии письма менее чёткие.

Syoshyo

Концепции всех каллиграфических стилей Японии строились на представлении о том, что написанный текст должен доставлять эстетическое наслаждение. Зрительное восприятие текста по значению не уступало зрительному восприятию картины и играло важную роль в смысловом восприятии того же текста. Отсюда и получил громадное распространение культ каллиграфии.

Из стремления соединить стиль начертания слов с их смыслом возникли и существовали на протяжении многих столетий четко отработанные и освященные традицией приемы графической стилистики. Их предназначение - усиливать эмоциональное воздействие на читателя продуманным соответствием каллиграфического почерка смысловому и литературно-стилевому содержанию написанного текста.

Главное, что надо усвоить - это то, что все иероглифы, в том числе и самые сложные из них, состоят из набора совершенно определенных элементов. Число этих элементов не так уж и велико. При этом каждый из них, в свою очередь, состоит из первичных составляющих - черт. Далее, существует строгая последовательность написания элементов из черт и иероглифов из элементов.

В результате усвоения предлагаемого материала любой незнакомый иероглиф уже не покажется хаотическим построением. Его структура сразу станет понятной, а последовательность написания вполне очевидной.

Каллиграфия - наука, основанная на традициях, в ней не происходит изменений (уж во всяком случае - правил написания иероглифов). Японская письменность, поскольку она оперирует при помощи китайских иероглифов и японских силлабических азбук катакана и хирагана, всецело основывается на правилах, принятых китайскими каллиграфами, хотя и не лишённых чисто японской обработки и дальнейшего развития. Имеется известное число основных черт, знание которых необходимо для писания иероглифов и знаков азбуки.

В японском языке употребляется в современной газете до 2500 китайских иероглифов, на японских пишущих машинках различных систем имеется до 3000 китайских иероглифов, не меньшее число знает также японская наборная машина.

Обыкновенные справочные словари содержат от 8 до 25 тысяч иероглифов, более полные же до пятидесяти тысяч. Однако, отнюдь не будет преувеличением сказать, что по крайней мере 80-90% этих знаков представляют собою своего рода лексиконное достояние, переходящее из словаря в словарь. Во всяком случае максимальное количество употребительных иероглифов можно определить в 5000, с некоторым же риском уклонения от действительности и истины в 6000. Весь курс иероглифики по всей системе японского образования навряд ли превышает 4200, что же касается официального запаса иероглифов, положенного японским министерством просвещения для японской начальной школы, рассчитанной на создание основного кадра грамотных людей, то он составляет 1962 знака, что вместе с полуторастами сокращенных и во всяком случае дублетных начертаний, всего дает 2115 знаков.

Катакана имеет 48 основных букв, что вместе с производными и дублетными даёт не меньше 75 букв, вместе же с вспомогательными начертаниями до 90 букв. Само собою понятно, что научиться правильно и осмысленно писать такое количество знаков представляется возможным только при наличии известных правил и определённых приёмов, дающих занимающемуся возможность самостоятельного подхода к новым знакам кроме непосредственно изученных. В противном случае приходилось бы заучивать каждое из употребительных начертаний, а таковых насчитывается, как видно, несколько тысяч, в отдельности, или вообще отказаться от писания.

К сожалению, на иероглифы установился неправильный взгляд, что каждый из них представляет собою нечто целое, законченное, подлежащее изучению в отдельности. Японско-китайская каллиграфия базируется на "восьми законах", заложенных в иероглифе .

Это выражается формулой , что по-японски произносится: эйдзи-хаппо: . Мы это выражаем по-русски словами - октограмма иероглифа "вечный".

В действительности, в иероглифе насчитывается по современным правилам каллиграфии только пять отдельных черт, но каллиграфическое искусство производит от него всего восемь основных черт.

Эти основные черты дают ряд производных черт. Каллиграфы же, изучая всю совокупность этих черт в различных позициях, занимаемых ими в отдельных иероглифах, находят для некоторых из них десятки разновидностей. Так, например, одна только точка имеет не меньше 24 разновидностей. Нам, однако, нет надобности заниматься каллиграфическими тонкостями, для наших целей будет совершенно достаточно, если мы познакомимся только с основными графическими особенностями. Октограмма дает всего 8 основных черт, носящих в китайско-японской литературе каждая свое особенное название. Эти названия нам не нужны. Мы ограничимся простой нумерацией их и ниже убедимся в практичности и целесообразности такого приема.

Основными чертами октограммы являются следующие, каждой из которых свойственно известное направление.

Как видно, в этих чертах имеются (если оставить в стороне 1-ю черту, оставляемую нами без указания направления) всего 6 направлений:

-2-я черта - горизонтальная

-3-я - перпендикулярная

-4-я - как будто тоже перпендикулярная, но она в конечной своей части делает поворот влево в направлении снизу вверх

-5-я черта идет снизу вверх направо

-6-я и 7-я черты по существу ничем не разнятся одна от другой, только 7-я короче. Обе они имеют направление сверху вниз, налево

-8-я черта имеет направление сверху вниз, направо.

№ Основных черт

& nbsp;& nbsp;& nbsp& nbsp& nbsp& nbsp& nbsp& nbsp

Направление написания

& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp;

Основные черты

& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp;

Что касается 1-й черты или точки, то она обладает различными направлениями и, следовательно, на общем понятии направления нам в отношении её базироваться не приходится. Она, конечно, не математическая точка, а имеет известные измерения, в том числе и протяжение.

Для того, чтобы правильно писать иероглифы или знаки азбуки необходимо держаться следующих правил:

· каждая черта обладает свойственным ей направлением и может и должна писаться только в этом направлении;

· за писанием каждой черты соблюдаются по крайней мере три момента:

Приступ или установка пера.

Протягивание пера в известном направлении.

Завершение черты или отрыв пера от бумаги.

Основные требования

Основное требование заключается в сознательном делении писания каждой черты на указанные три момента, которые должны быть выполнены с надлежащим вниманием и тщательностью, иначе мы не получим требуемой черты.

Основным инструментом для писания служит так называемая писчая кисть. Но в деловой жизни все большую победу одерживает европейское стальное перо, а также обыкновенный карандаш и мел в школах. Писчая кисть, благодаря присущей ей поразительной гибкости и как бы живому участию в писании, заслуживает, хотя бы в теоретических целях распознавания секретов японского каллиграфического искусства, не напрасно занимающего место рядом или даже выше живописи, полного внимания изучающего японскую письменность. Карандаш, стальное перо и мел, при всей их пригодности, никогда не дадут истинного представления о внутренних и художественных качествах иероглифов и знаков японской азбуки.

Некоторые черты дают уже в самостоятельном, одиночном употреблении определенное готовое начертание знака азбуки или иероглифа, но в большинстве случаев начертание иероглифа или знака азбуки получается из сочетания нескольких одинаковых, чаще же различных черт.

Сочетания черт могут происходить в порядке раздельности, соприкосновения, пересечения. Кроме этого все эти моменты могут между собою сочетаться.

Так как каждое иероглифическое или силлабическое начертание, вне зависимости от количества входящих в состав его черт, всегда по величине своей занимает одинаковое пространство в воображаемом квадрате или стоячем прямоугольнике, то, естественно, длина каждой основной черты или части производной черты зависит от места, предоставляемого ей в данном сложном начертании. По условиям места она может сокращаться или наоборот удлиняться и даже бывает, что одна черта переходит в другую.

Необходимо иметь ввиду, что определение направления не имеет математического смысла. С точки зрения точности направления наблюдаются отклонения, но они не столь значительны, чтобы данное направление изменялось по существу.

Освоившись с основными принципами письма, мы можем перейти к производным чертам. С каллиграфической точки зрения таких производных черт имеется очень много, но в графическом отношении число их может быть значительно сокращено.

По выработанной октограммной системе японской письменности (поскольку речь идёт о иероглифах, относящихся также и к китайской письменности) таких производных черт имеется всего лишь 22, некоторые из которых могут быть опущены.

Но прежде, чем перейти к рассмотрению производных черт, необходимо сказать несколько слов об их общем характере.

Производной чертой называется такая графическая черта, разнящуюся от основной дальнейшим развитием последней в отношении изогнутости или переломности.

Каждая производная черта сохраняет в окончательном итоге направление основной и, как и основная, несмотря на число переломов, доходящих до четырех, пишется на всем протяжении, как основная, то есть как одна сплошная черта без отрыва пера от бумаги. Следовательно, производная черта никогда не будет составной, а всегда лишь изогнутой или изломанной по сравнению с основной. В отдельных частях всего протяжения производной черты следует придерживаться указанными выше направлениями и правилами, данными для черт, относящихся к этим направлениям.

Характерным отличительным моментом производных черт может только служить исходная часть их, различие же между собою отдельных производных черт, производимых от одной и той же самой основной черты, определяется моментами изогнутости, чаще переломности протяжения между приступом и исходом черты.

Что касается писания производных черт, то оно подчиняется уже изложенным правилам, то есть, смотря по случаю, их пишут слева направо или сверху вниз, но никогда не наоборот. Частности разрешаются анализом каждой производной черты по отдельным моментам. направления каждого отдельного протяжения ее. В дальневосточной литературе эти производные черты имеют каждая свое специальное название, заменяемое нами простой нумерацией из двух цифр, из которых первая указывает на основную черту, вторая же на порядковое место данной производной черты среди черт одинакового производства. Таким образом, наша нумерация, как таковая, всегда указывает на внутреннюю связь между основными и производными чертами, что дает возможность, в случае необходимости классификации иероглифов по содержащимся в них чертам, всегда исходить из основных черт, под которыми в номерном порядке располагаются производные. Перечень принятых нами производных графических (не каллиграфических) черт сводится к следующему:

№ производной

& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp& nbsp& nbsp& nbsp& nbsp& nbsp
& nbsp;
& nbsp;& nbsp;& nbsp;
& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp;
& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp;
& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp;
& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp;& nbsp;
& nbsp;
& nbsp;& nbsp;& nbsp;

1-ая и 7-ая черты производных не имеют

Таким образом, общее количество основных и производных черт сводится к 30. Из них 41-я и 57-я основаны на изогнутости, все же остальные на переломности. За вычетом малоупотребительных 33-й, 63-й, 52-й, 62-й черт иероглифическая азбука исчисляется 26 чертами, которые дают возможность, при соблюдении известных каллиграфических правил, написать любой знак азбуки или иероглиф. Так как каждый иероглиф представляет собою одно слово, то графические правила для написания его до некоторой степени напоминают орфографические правила для написания слов в языках, пользующихся фонетическими символами.Существует ряд правил, диктующих последовательность написания иероглифов и знаков азбуки.

Эти правила сводятся к следующему:

Иероглифы рисуют сверху вниз

Слева направо

При пересечении двух или более черт, горизонтальная линия обычно предшествует вертикальной

Иногда вертикальные линии предшествуют горизонтальным

Сначала проводится центральная линия, затем - левая и правая

Вертикальная линия проходящая через центр, проводится последней

Диагональная линия, идущая справа налево, рисуется прежде, чем идущая слева направо

Эти правила в некоторых случаях применяются несколько своеобразно, существует небольшое количество отступлений от правил написания иероглифов. Однако в любом случае соблюдение правил приводит к постепенному вырабатыванию навыков написания иероглифов.

Японская каллиграфия в интерьере. Дизайн интерьера

Каллиграфические работы являются традиционным украшением японского интерьера. В Японии написанную кистью каллиграфию размещают в самом почетном месте дома – в нише токонома. Существует сезонная каллиграфия – стихи, мудрые изречения и отдельные иероглифы кандзи для каждого сезона и даже месяца. В Японии принято менять такую каллиграфию, украшающую дом, в соответствии с сезоном. Однако есть и вечные истины, которые остаются на стенах квартиры неизменно и напоминают хозяину о мудрости веков. Японская каллиграфия на стене – штрих, который помогает создать атмосферу интерьера в японском стиле для квартиры, дома, ресторана, суши-бара, чайного павильона.

Японская каллиграфия является эффектным атрибутом не только интерьера в японском стиле, но и гармонично выглядит в европейском жилище, придает квартире шарм и свидетельствует о тонком вкусе владельца. Японская каллиграфия в элегантных рамках гармонично смотрится и в современном интерьере в стиле модерн, и в комнате, выдержанной в классическом или экзотическом колониальном стиле.

каллиграфия в интерьере
иероглифы в интерьере
спальня в японском стиле

По всем вопросам обращайтесь:

Skype: fci-group

Тел:+380445999288

+380935177117

e-mai: info@chilli.net.ua